суббота, 12 декабря 2015 г.

Разделение Христианской церкви (Великий раскол)

Введение в исторические процессы.


Первоначальное христианство не представляло собой единого течения, как любят доказывать некоторые. Образование самостоятельных христианских церквей началось еще в самые первые века его существования: Александрийская церковь, Антиохийская церковь, Иерусалимская церковь и т.д. (от Антиохийской отделились Кипрская и Грузинская церкви). Только со временем, особенно с созывом Вселенских соборов и провозглашением христианства государственной религией Великой Римской империи, происходило объединение самостоятельных церквей в единую христианскую церковь. 
В 395 г. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную. Этому способствовал в начале III века перенос столицы (тогда еще единой) Римской Империи из Рима в Константинополь*.
_________________________________________________________________________
*Строительство его началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года император Константин Великий (306—337) официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Восточная церковь (со столицей в Константинополе) на протяжении нескольких веков была единым государством, а Западная (со столицей в Риме) - вскоре распалась и стала объединением различных германских княжеств. Разделение империи повлияло и на ситуацию в христианской церкви.
С этого времени как Запад, так и Восток, всё больше и больше, всячески обвиняли друг друга в несоблюдении апостольских заветов и канонов Вселенской церкви.

7 Вселенский собор
Так, если на первых Соборах (собор - большое собрание всех христианских учителей), где присутствовали многие церковные иерархи со всей Римской Империи и «вселенской» церкви, ВСЯ церковь единогласно осудила Гностизизм (учение о спасении избранных в ПОЗНАНИИ), Маркионизм (отрицание Ветхого Завета), Монтанизм (секта лжепророков), Манихейство (объединение вер: Христианства, Зороастризма и Буддизма), Донатизм (непризнание иерархии) и особенно - Арианство (извращенное понимание Сына Божия) и др., и были составлены первые  члены «Символов Веры» (за время с 314 по 361 годов было собрано несколько соборов, в том числе – в 325 г. был собран ПЕРВЫЙ Вселенский собор в г. Никея). То уже на Втором Вселенском соборе (381 г.) было составлено последние 5 Символов Веры, еще раз осуждено Арианство и Духоборчество, а так же было вынесено несколько постановлений (о крещении, миропомазании и др.).
В это же время (время после Второго Вселенского собора) начинаются новые распри внутри церкви, из за появления других ересей (споры об Оригене, споры о Благодати и спасении, споры о мученичестве и др.), которые были решены на местных соборах. На Третьем Вселенском соборе (в Эфесе, 431 г.), было осуждение еще одной новой ереси – Несторианство. На Четвертом Вселенском соборе, в 451 г. в Халкидоне, было осуждено еретическое учение – Монофизитство (о Божественной природе Христа), а так же начинаются споры о превосходстве (первенстве) Константинопольской кафедры.

За время VX веков Западная и Восточная церкви попеременно подвергались нашествиям и войнам (Гунны, Арабы и др.), а также другим ересям и религиозным течениям.  И постепенно множились различия между церквями, находящимися на Востоке и на Западе.

Например, восточные церкви не видели ничего зазорного в том, чтобы священники вступали в брак, а на западе обет безбрачия должны были давать не только монахи (как на востоке), но и все священники. Это правило получило название целибат. В восточной церкви во время таинства причастия (или его ещё именуют «евхаристия») использовали «квасной» хлеб, т.е. выпеченный из заквашенного теста, а в западной, по древней иудейской традиции – пресный ("опресноки").

Одним из самых серьёзных различий было так называемое “filioque” – филиокве (на сайте католиков-мирян мы можем найти подробное объяснение этого и других догматов католической церкви), дословно - «и Сына», что означало, что в церквях по-разному понимают божественную Троицу: в восточной богословы и верующие считают, что Дух святой исходит от Бога Отца и проходит через Бога Сына (Иисуса Христа), а в западной исходит от Отца «и Сына».

Может показаться, что всё это не так важно, надуманно богословами в угоду каких-то политических интересов, но эти и другие противоречия между церквями привели к расколу христианской церкви на две ветви, существующие и поныне.
Отправной точкой раскола стало 16 июля 1054 года: кардинал папы Льва IX Гумберт и византийский патриарх Михаил Керулларий прокляли друг друга. Так произошёл окончательный разрыв между западными и восточными христианами.

ИСТОРИЯ РАСКОЛА.


Раскол христианской церкви в 1054 году (также Великий раскол — церковный раскол), после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную (правоверную?*)  — на Востоке с центром в Константинополе.

   Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

    Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. 

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА


Раскол имел множество причин:
обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (только латынь в западной церкви и греческий, а так же поместные языки - в восточной).

РАСКОЛ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) И ВОСТОЧНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ЦЕРКВИ. Основные различия.


КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
·         За Римом и Римской Христианской кафедрой остается первоверховная вселенская духовная власть, как продолжателя дела Св.Петра («Ибо на сем камне (Симон - Петр) я созижду церковь свою», говорил Христос). Как известно, Св.Петр (и многие его сподвижники) пострадал в Риме при императоре Нероне, чем и «основал» церковь.
·         Еще Св.Константин нарек только что построенный город Византий (будущий Константинополь) – Вторым Римом - и перенес столицу Великой Римской империи (а значит и духовную кафедру) туда. К тому же, во время войн и смут в Европе VIIX веков, Рим ненадолго утерял преемственность епископства и папства. Следовательно, Рим не имеет Первоверховенства в делах Церкви.

·         Духовная власть и светская власть в Западной церкви принадлежала одному лицу – папе, как первоверховному правителю, который назначал и низлагал князей и королей.
·         В Восточной церкви, духовная власть принадлежала Констинопольскому патриарху, а светская власть – императору.
В связи с этим, на Западе зачастую светская и духовная власть могли зависеть  от денег и связей (слова Христа: «Богу – Божие, а Цезарю - цезарево» в этом случае нарушаются).

·         Возможно искупление своих грехов, путем покупки-продажи искупительных грамот, «намоленных» на останках святых (индульгенции, как разделение заслуг Святых с мирянами и клириками).
·         Христос говорил, что «сей род (бесовской) изгоняется только постом и молитвой», а значит, что для спасения человека нужно «личное участие» и искренняя молитва (с постом), а не только молитва церкви и тем более - «искупительная» молитва!

·         Католики-священнослужители придерживаются обета безбрачия (целибат), как истинное христианское служение Богу. Как говорил Христос: «Позвольте мертвым погребать своих мертвецов» (т.е. – пока священник отягощен земными проблемами, он не может справляться и с духовными).
·         В православии обет безбрачия касается только монашества (черное священство), а остальные – белое священство, должны иметь семьи, чтобы не быть искушаемы и показывать прихожанам пример истинной христианской семьи и любви. Ученики Христовы имели свои семьи, от которых они не отказывались и первые Христиане (с пастырями) то же имели свои семьи внутри общины. Это так же касается любимого ученика Христа – Иоанна, который после распятия своего Учителя взял к себе жить (в семью) Пресвятую Матерь.

·         Католики признают исправление (дополнение) в Символе Веры – ФИЛИОКВЕ («и Сына»). Т.е. – что Дух Святой исходит и от Сына, а не только от Бога.
·         Православные отрицают ФИЛИОКВЕ, утверждая, что Дух Святой (по Евангелию) изшел от Отца, посредством Сына (Христос говорил, что «Я пошлю от Отца Духа Утешителя»).
·         Святые Дары, готовятся из пресного хлеба.
·         В Православии Святые Дары готовятся из квасного (живого) теста, как и принято было во времена Христа.
·         Католики-миряне причащаются Тела Христова. И только священство – и Тело, и Крови.
·         Православные (как миряне, так и священство) причащаются так, как это заповедовал Христос («ибо если вы не будете пить Мою Кровь и есть Мое Тело, то не наследуете Царства Божия») – и Тела, и Крови Христовой.

·         Богослужение ведется ТОЛЬКО на латинском языке.
·         Богослужение ведется не только на греческом, но и на местных языках…

И много других расхождений. 
Например ещё то, что Православная церковь НЕ ПРИЕМЛЕТ НИКАКИХ ФОРМ ИНКВИЗИЦИИ - человека могли заставить только покаяться (объяснив суть заблуждения) и применить определенные дисциплинарные меры, если он до конца не раскается (заточить в монастырь и др.), но НИКАК НЕ ЛИШАТЬ ЖИЗНИ и подвергать мученическим пыткам, как это делал в Средние века католический Орден Иезуитов, сначала в Испании, а затем и в других Европейских странах...
Еще пример расхождений - споры о Пресвятой Богородице...
_________________________________________________________________________
*КСТАТИ.
ДО разделения церквей, единая Церковь, носила  название Вселенской:  по латински - Кафолической ,  по гречески - ОРТОДОКСАЛЬНОЙ. Сейчас к Ортодоксальной церкви относится только Православная. А название Кафолическая унаследовала Западная церковь, изменив всего лишь одну букву – Ф на Т (Католическая). Ортодоксальная же вера (церковь), в переводе с греческого – правая (правильная, истинная) вера. Она начала называться так, в отличие от других верований, существующих в мире (язычество, буддизм и др.). Поэтому Восточная (Ортодоксальная) церковь, до реформ Патриарха Никона на Руси, носила название ПРАВОВЕРНАЯ. А верующие – правоверные. И только позже (В 1652 году) было принято изменение названию «правоверие» на «Православие» (правильно славить Бога), а понятие «правоверие» в Христианстве осталось только у Старообрядцев (Староверов).
 Сейчас под термином «правоверные» понимаются исключительно только мусульмане, утеряв Христианский смысл (как известно, мусульманство возникло на «распутьях» между Христианской и Иудейской вер).

НО...

Раскол Христианской Церкви не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты...


Комментариев нет:

Отправить комментарий